Чтобы частота изменялась плавно, нужен вариатор
Для достаточно большого числа технических устройств требуется изменение частоты в как можно более плавном виде. Это в частности происходит в таком устройстве, как мотороллер.

Чтобы частота изменялась плавно, нужен вариатор, представляющий собой механическую бесступенчатую передачу. Наиболее популярен клиноременный вариатор. Именно такой присутствует в мотороллерах. В нем имеется ведущий шкив, ведомый и ремень клиновидного типа.

Среди недостатков работы можно назвать неизменность передаточного числа при увеличении нагрузки на заднее колесо в момент подъема. Работа этой бесступенчатой передачи не откликается на изменение нагрузки, только на число оборотов движка.

Каким же образом достигается плавность хода в момент начала движения? На первом этапе движения колодки трутся по диску, заставляя его вращаться, но скорость вращения диска из-за значительного проскальзывания меньше той скорости, с которой вращается вал механической бесступенчатой передачи.

Дальше в ходе движения уровень проскальзывания становится все меньше, скорость вращения диска все увеличивается. В завершающей стадии колодки с накладками сцепляются, сильно прижимаясь, полностью исключая проскальзывание.

Вторичный вал по скорости сравнивается с первичным редукторным валом. Тем самым на этом этапе редуктор начинает выполнять свою работу в соответствии с заданными параметрами.

На примере того же мотороллера можно рассмотреть, как происходит изменение передаточного числа. Особое значение имеет устройство ведущего шкива механической бесступенчатой передачи, который вращается коленвалом.

Его щеки под действием центробежных сил производят за счет плавного сжатия выталкивание ремня клиновидной формы от центра шкива. В ведомом шкиве происходит разжатие, в нем ремень втягивается ближе к центру.

Увеличивая обороты движка, производим все больше и больше разжатие ведущего шкива и сжатие ведомого. По этой причине и происходит изменение значения передаточного числа от коленвала к заднему колесу. Можно четко проследить, как ведет себя механическая бесступенчатая передача в разных ситуациях. А именно при не запущенном движке, в момент малых оборотов, при средних и максимальных оборотах двигателя.

Необходимость в механической бесступенчатой передаче есть не всегда. Чаще редуктор и двигатель связаны между своими валами через полумуфту. При включении питания электродвигателя скорость вала двигателя и скорость ведущего вала совпадают, так как связаны жесткой полумуфтой.